Russia in the World
Ежедневный выпуск главных новостей дня
Russia in the World
Stolica.ru


МИР ПОЛИТИКА
ТЕМА ДНЯ
РОССИЯ ПОЛИТИКА
РОССИЯ КУЛЬТУРА
РОССИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ
МИР КУЛЬТУРА
МИР ПРОИСШЕСТВИЯ
СПОРТ

 

АРХИВ
3 10 17 24
4 11 18 25
5 12 19 26
6 13 20 27
7 14 21 28
1 8 15 22 29
2 9 16 23 30
ПОИСК

РЕКЛАМА




Rambler's Top100 Russian       
America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.


left_2_0.gif
. . .

Отношение к Сталину в Грузии сильно отличается от российского

Грузинские коммунисты обещают поднять вопрос о перезахоронении останков Иосифа Сталина в Гори, хотя вряд ли добьются даже восстановления там памятника. Отношение к Сталину в Грузии сильно изменилось с советских времен, но генералиссимус остается важной частью национального сознания. Как это сочетается с жестким антикоммунизмом официальных властей?

В год столетнего юбилея октябрьской революции Единая компартия Грузии вернулась к вопросу перезахоронения останков Иосифа Сталина в родном для него Гори, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси со ссылкой на информагентство ╚Пирвели╩.

╚Папа Самшобло отказался от своих по-русски образованных детей в пользу матери России, но периодически просит алименты╩

╚Еще в 90-е годы прошлого века мы поднимали этот вопрос, но русский народ против перезахоронения из Москвы Сталина. Однако мы снова этот вопрос поставим╩, - заявил лидер горийской ячейки компартии Александр Лурсманашвили. При этом он признал, что вести переговоры с нынешними властями Грузии на предмет поддержки данной инициативы бессмысленно √ в Гори не разрешают даже восстановить памятник Сталину, демонтированный при бывшем президенте Михаиле Саакашвили. Однако памятник находится ╚в надежном месте, под хорошей охраной╩.
Александр (Алеко) Лурсманашвили √ фигура крайняя во всех смыслах. Он уже много лет возглавляет в Гори организацию ╚Сталин╩, которая добивается восстановления памятников вождю, и даже умудряется поддерживать в сносном состоянии местный музей, ныне больше похожий на пантеон. Лурсманашвили √ фанатик, он ничем более не занят, но все его и его соратников попытки вернуться к культу Сталина хотя бы на туристическом уровне заведомо обречены на провал. Со времен Саакашвили в Грузии действует жесткое законодательство, ограничивающее использование любых символов, связанных с коммунистическим прошлым. В этом отношении даже аналогичные прибалтийские законы полиберальнее будут.

Основной документ из антикоммунистического пакета парламент Грузии принял в 2011 году под громким названием ╚Хартия свободы╩. Его автором был тогдашний одиозный депутат Гия Тортладзе, и под запрет попали ╚все символы большевизма и коммунизма, изображенные на барельефах, а также памятники лидерам той эпохи╩. Их не просто запрещено устанавливать, но и подлежит демонтировать там, где они еще сохранились. Этим же законом на практике вводилась люстрация: запрет на занятие государственных должностей для бывших партийных или советских работников.

Тому же Тортладзе √ вечному радикалу и оппозиционеру √ впоследствии пришлось оправдываться за Деда Мороза и Снегурочку. Изначально они тоже попали под запрет как ╚символы тоталитаризма╩, но позднее все-таки были реабилитированы.

Не то √ Сталин. В том же Гори памятник генералиссимусу на центральной площади сняли с постамента глубокой ночью и увезли в неизвестном направлении еще в 2010-м. Впоследствии мэрия объясняла свой отказ восстановить памятник на прежнем месте весьма сюрреалистическим даже по местным меркам образом: якобы, памятник загораживал вид на главную достопримечательность Гори √ музей всё того же Сталина. Сам музей при Саакашвили пытались превратить в музей политических репрессий, но не успели. Кроме того, его экспозиция стала бы дублировать хозяйство уже существующего Музея советской оккупации в Тбилиси.

С тбилисским музеем связана одна из наиболее неприятных для Саакашвили бесед с Владимиром Путиным, во многом предопределившая их дальнейшие взаимоотношения. В 2006 году президент России в рамках кулуарной встречи высказал недовольство его открытием, напомнив Саакашвили, что многие деятели советской власти, включая Сталина и Берию, были грузинами. Тот вспылил и принялся язвить в своей манере, предложив открыть ╚музей грузинской оккупации в Москве╩. Этот человек считает такого рода высказывания веселыми шутками, пригодными для использования на высшем уровне дипломатии. А зря: ╚оккупация России╩ кем-либо - довольно токсичная идея, произносить которую в присутствии любого русского человека непродуктивно, можно и по голове получить. Чем всё это закончилось √ мы помним.

╚Сталинопад╩ в Грузии начался как раз после войны 2008 года. До этого момента Саакашвили выдерживал некую дистанцию по отношению к генералиссимусу и его историческому периоду в целом. После войны все звезды в Тбилиси сошлись на декоммунизации, под прикрытием которой проводилась политика откровенной русофобии. В последние годы своего правления Саакашвили принялся столь агрессивно уничтожать монументальное наследие советской эпохи, что это даже привело к человеческим жертвам, например, в Кутаиси при подрыве памятника грузинам, погибшим в Великую Отечественную войну. ╚Декоммунизация╩ для него стала чем-то вроде еще одной части ╚пропуска╩ в Европу, вне зависимости от того, как само население Грузии относится к такому идеологическому посылу.

Тем не менее, в Грузии есть несколько ортодоксальных сталинистских сектантских групп, идеология которых замешана на непривычно понимаемом сталинизме (в его чуть ли не албанском √ ходжаистском представлении, хотя таких терминов они не знают) и на привычной для Кавказа гордости за соотечественника, достигшего вершин мировой власти. Это вслух обычно не произносится, но ощущение Сталина как ╚своего╩, сына бедняка из Гори, ставшего царем всемогущей России, конечно же, есть. Никакая насильственная ╚декоммунизация╩ не отменит этого глубинного чувства.

Для абсолютно крестьянской страны √ как по социальному составу, так и по психологии √ ощущение ╚своего╩ чрезвычайно важно. Для традиционной Европы привычно, что у человека есть некая основа, стержень, состоящий из взглядов, воспитания, социального и образовательного опыта √ и человек в своих поступках так или иначе отталкивается от этого стержня. Даже в России общинность никогда не превращались в насилие над личной манерой поведения. Да, мы меняем манеру разговора в зависимости от социального окружения, не употребляем одну и ту же лексику в разговоре с матерью и близкими друзьями, но все это √ элемент воспитания, а не жизненно необходимой мимикрии.

Другое дело √ высокогорное село, где ты просто не в состоянии выжить без помощи соседей и родственников. Твое физическое существование зависит от мнения дяди Вахо с другой стороны улицы, от отношения семьи тети твоей жены из Тирдзниси, где большой амбар, от любви тети Мананы, что уехала в Тбилиси (и надо не забыть послать ей орехов на Пасху). В такой обстановке человек мимикрирует в быту практически постоянно, меняя свои взгляды и манеру поведения не просто в зависимости от окружения, но и переходя из комнаты в комнату.

Это и создало то, что принято называть ╚тбилисским синдромом╩ - нарочито развязную манеру поведения, демонстрацию искусственного ╚успеха╩ и финансового достатка (ты обязан производить на окружающих положительное впечатление, пусть и в ущерб себе. Иначе твой социальный статус понизится). Именно этим и объясняется специфическое сочетание жесткого антисоветизма с уважением к земляку, который добился.

В советское время даже на уровне начальной школы в Грузии активно велась пропагандистская работа крайне националистического толка. Отношение к русским как к тупым северным варварам воспитывалось на бытовом уровне. А все современные разговоры о толерантной и культурной советской Грузии √ плод деятельности той части советской творческой интеллигенции, которая привыкла отдыхать в домах творчества в Пицунде и Гагре, считая их грузинскими, а не абхазскими. Никто из столпов советской (читай √ русской) культуры не говорил по-грузински и не понимал, что у них говорилось за спиной после красивых тостов, но легко велся на фразы ╚там выпьем же за нашего дорогого гостя, любимого писателя, напомни, дорогой, свою фамилию╩.

Точно так же никому не приходила мысль, что грузинская интеллигенция, как и грузинская культура в целом в период ее брежневского расцвета способны были жить только внутри русской культуры и русского культурного подтекста, общаясь с внешним миром посредством все той же русской культуры. Вне русского языка это было никому не интересно, и после 1991 года большинство грузинской интеллигенции, включая техническую и медицинскую, оказалось не востребовано на подине.

Восприятие Грузии как ╚маленькой империи╩ принято приписывать Андрею Сахарову, но он лишь по случаю озвучил мысль, которая и так была понятна любому, кто сталкивался с советской Грузией. За пределами сектантских групп Иосиф Сталин воспринимается как выдающая историческая фигура именно по национальному признаку и вне исторического контекста.

А нам, в свою очередь, нельзя забывать, что Сталин как государственный деятель практически никакого отношения к Грузии не имел. Он ассоциировал себя исключительно с империей, а его этнические пристрастия не всегда благоволили Грузии. Потому попытка скрестить образ выдающегося советского политика и этнического грузина удается не всем. Бунт в Тбилиси в 1956 году был едва ли не единственной попыткой ассоциировать Сталина именно как этнического грузина и защитить его от русских, которые в лице Хрущева ╚принижают земляка╩. В современной Грузии найти срединный смысл в имперском понимании образа Сталина и его грузинского происхождения практически невозможно.

источник vz.ru



. . .НОВОСТИ ПО ТЕМЕ . . .

. . . ДРУГИЕ НОВОСТИ . . .

|| ТЕМА ДНЯ || РОССИЯ ПОЛИТИКА || РОССИЯ КУЛЬТУРА || РОССИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ ||
|| СПОРТ || МИР КУЛЬТУРА || МИР ПРОИСШЕСТВИЯ || МИР ПОЛИТИКА ||
Stolica.ru



   © 2001 Chertovy Kulichki Inc.    По всем вопросам и пожеланиям пишите: info@riw.ru ОбратноВверхТитульная