Russia in the World
Ежедневный выпуск главных новостей дня
Russia in the World
Stolica.ru


МИР ПОЛИТИКА
ТЕМА ДНЯ
РОССИЯ ПОЛИТИКА
РОССИЯ КУЛЬТУРА
РОССИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ
МИР КУЛЬТУРА
МИР ПРОИСШЕСТВИЯ
СПОРТ

 

АРХИВ
6 13 20 27
7 14 21 28
1 8 15 22 29
2 9 16 23 30
3 10 17 24 31
4 11 18 25
5 12 19 26
ПОИСК

РЕКЛАМА




Rambler's Top100 Russian       
America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.


left_2_0.gif
. . .

╚Спор вокруг Алании╩ угрожает возрождением старых кавказских конфликтов

Слухи о том, что Ингушетия может быть переименована в Аланию, всколыхнули осетин и вылились в крупнейший митинг во Владикавказе. Сложные отношения между ингушами и осетинами общеизвестны, но почему именно родство с древними аланами и их государством вызывает столь болезненные споры? И не грозят ли они Северному Кавказу новым этническим конфликтом?

Всего один локальный призыв переименовать Ингушетию в Аланию собрал во Владикавказе самый массовый за последние годы общественный митинг √ протестовать вышли более тысячи человек. Ни одна другая проблема, включая действительно болезненные, не могла ╚похвастаться╩ подобным вниманием. Но для Северной Осетии, второе официальное название которой с 1994 года √ Алания, это вопрос принципа, связанный в том числе с памятью об осетино-ингушском конфликте 1992 года. И многочисленность митинга прямо свидетельствует о том, что на уровне гражданского общества до нормализации отношений с соседями еще далеко.

Престижный первопредок

╚Многие осетины считают Сталина своим выдающимся соотечественником. Напротив, для ингушей Сталин, отправивший их предков в депортацию в 1944 году, √ это однозначное воплощение зла╩

Формальным поводом стала кампания по переименованию Ингушетии в Республику Алания, стартовавшая на популярном ресурсе для сбора подписей Change.org. ╚Исторически территория, занимаемая сегодня Чечней, Ингушетией, Кабардино-Балкарией, частично Дагестаном и Северной Осетией, называлась Аланией. Крупными сообществами, оставшимися после падения государства Алания, являются чеченское, ингушское, карачаевское и балкарское. На сегодняшний день стоит вопрос исторического единения нашего поколения со многими поколениями наших предков╩, √ утверждает автор петиции, некий Алихан Цороев из Санкт-Петербурга. Этого оказалось достаточно, чтобы на центральную площадь Владикавказа вышли сотни людей.
Вообще протестные митинги для столицы Северной Осетии не редкость √ политическая жизнь в этой республике всегда была насыщенной. Но ни многочисленные акции экологов с требованием закрыть владикавказский завод ╚Электроцинк╩, ни пикеты ╚Матерей Беслана╩, ни недавние демонстрации обманутых вкладчиков местного ╚Диг-банка╩ не собирали столько людей, сколько собрала призрачная возможность утратить ╚эксклюзивное╩ право Северной Осетии называться Аланией.

К тому же дата митинга во Владикавказе совпала с годовщиной смерти Иосифа Сталина, к которому в Северной Осетии и Ингушетии принципиально разное отношение. Многие осетины считают Сталина своим выдающимся соотечественником (вспомним ╚широкую грудь осетина╩ из стихотворения Мандельштама), в некоторых населенных пунктах республики даже имеются его бюсты. Напротив, для ингушей Сталин, отправивший их предков в депортацию в 1944 году, √ это однозначное воплощение зла.

╚Тема престижного первопредка на современном Кавказе несколько отошла на второй план, но по-прежнему является очень важной, √ заявил газете ВЗГЛЯД политолог-кавказовед, доцент РГГУ Сергей Маркедонов. √ Тем более что осетино-ингушский конфликт, хотя он и считается неактуальным в политическом смысле, полностью разрешенным все равно назвать нельзя √ его отложенные неблагожелательные последствия по-прежнему ощущаются. Некоторая подозрительность, не очень большое приятие соседей остаются и в Северной Осетии, и в Ингушетии. И любая неоднозначная тема, даже идущая от общественности, вызывает острую реакцию. К тому же сейчас у аланской темы есть дополнительный контекст в связи с предстоящим референдумом о переименовании в Республику Алания еще и Южной Осетии (кстати, президент Грузии призвал Россию не допустить этого √ прим. ВЗГЛЯД). В Ингушетии это тоже воспринимается остро╩.

Тема получила актуальность после того, как на въезде в ингушскую столицу Магас, расположенную в получасе езды от Владикавказа, в конце 2015 года появилась триумфальная арка √ Аланские ворота, полагает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев. ╚Зачем глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров занялся их возведением, не вполне понятно, √ сказал он газете ВЗГЛЯД. √ Возможно, дело в том, что Евкуров все время испытывает давление со стороны ингушской интеллигенции, которая считает его ╚недостаточно национальным╩. Ведь именно при Евкурове был принят закон о границах муниципалитетов Ингушетии, который не включал Пригородный район √ спорную территорию с Северной Осетией, вокруг которой и разгорелся конфликт 1992 года. Поэтому не исключено, что Евкурову нужно было чем-то оправдаться √ появились Аланские ворота, после чего тема обрела собственную жизнь╩.
╚Среди интеллектуалов в Ингушетии, √ продолжает Силаев, √ тема ╚пришельцев-осетин╩ и ╚аланов-ингушей╩ очень популярна. Жест строительства Аланских ворот ее подкрепил и сделал практически официальной, хотя глава республики, возможно, этого не хотел √ такие жесты не в его стиле. В свою очередь осетинские интеллектуалы видят в этом угрозу, причем не только национальному престижу (кто-то оспорил эксклюзивную связь осетин с аланами), но и угрозу закрепления за ними символического статуса ╚пришельцев╩. А это и впрямь серьезно, как мы знаем из опыта конфликтов восьмидесятых√девяностых годов╩.

Быть аланами

В так называемом аланском вопросе следует в первую очередь различать исторические факты и то, как память о них переходит в политический контекст. Родственный ираноязычным скифам племенной союз аланов, занимавший обширную территорию Северного Кавказа и Предкавказья, вступает в письменную историю в начале нашей эры. В эпоху Великого переселения народов часть аланов уходит на запад, где они вместе с вандалами вторгаются сначала в Испанию, а затем на север Африки (так что часть нынешних Ливии и Туниса тоже имеет отношение к ╚аланскому наследству╩, как и испанская Андалусия хранит память о вандалах). Те же аланы, кто остался на Северном Кавказе и в Предкавказье, основали крупное раннесредневековое государство, которое простиралось от северной части нынешнего Дагестана до восточных районов сегодняшнего Краснодарского края √ что, собственно, и предопределило последующий размах ╚аланского вопроса╩.

Во время монголо-татарского нашествия середины XIII века основная часть Алании была разгромлена и покорена завоевателями, но в труднодоступных горах аланское сопротивление не прекращалось. Одним из его лидеров стал царь Ос-Багатар, с именем которого ассоциируется начало современного осетинского народа, хотя сам этноним встречается и гораздо раньше √ в древнерусских летописях аланы известны как ╚ясы╩ (грузинский вариант √ ╚оси╩). Так или иначе, на сегодняшний день осетины являются единственным ираноязычным народом Юга России и считают себя прямыми потомками аланов. Именно этот факт был зафиксирован в ноябре 1994 года, когда Северная Осетия получила второе наименование √ Алания, быстро ставшее узнаваемым брендом. Например, единственной футбольной командой, которая смогла бросить вызов гегемонии московского ╚Спартака╩ в девяностых годах, была владикавказская ╚Алания╩, ранее тоже носившая название ╚Спартак╩.

Однако на волне массового возрождения национальных движений в конце 1980-х √ начале 1990-х годов о своих правах на ╚аланское наследство╩ стали заявлять и в других республиках Северного Кавказа. Прежде всего √ в Ингушетии, где в 1994 году, уже после осетино-ингушского конфликта, была заложена новая столица: город Магас, названный по имени столицы исторической Алании (и, по ингушской версии, построенный именно на ее месте). Еще один серьезный претендент на ╚аланское наследство╩ √ Карачаево-Черкесия, где находятся лучше всего сохранившиеся памятники аланского периода √ комплекс Зеленчукских храмов в районе поселка Архыз. Согласно местной версии, аланская столица Магас находилась там, а не на землях современной Ингушетии.

Однозначных ответов на многочисленные исторические загадки, связанные с аланами, нет до сих пор, а это значит, что борьба за ╚аланское наследство╩ будет продолжаться.
╚Это результат провокации╩

Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров принял в воскресенье единственно верное решение √ лично вышел к митингующим и опроверг распространявшийся слух, что переименование соседней республики в Аланию √ это инициатива властей Ингушетии. По словам Битарова, он связывался с руководством Ингушетии и получил заверения в этом.

╚Этот митинг √ результат анонимного вброса, провокации, которая была направлена на дестабилизацию политической обстановки в Северной Осетии и обострение взаимоотношений с соседней республикой, √ говорит источник газеты ВЗГЛЯД в руководстве РСО √ Алании. √ Возможно, кто-то пытается втянуть республику в митинговую стихию, создать почву для последующих политических игр, направленных против реальных интересов республики. Сейчас глава смог снять напряжение, но тема очень острая, и если ее продолжать муссировать, то мы не исключаем эскалации╩.

По мнению Сергея Маркедонова, при грамотном управлении ситуацией со стороны руководства двух республик, а также полпредства президента на Северном Кавказе этот процесс можно удержать под контролем. ╚Не стоит при этом излишне политизировать тему митинга, поскольку и в самой петиции, ставшей поводом для него, и в реакции на нее сильна эмоциональная составляющая╩, √ считает политолог, напоминая, что в урегулировании осетино-ингушского конфликта уже достигнуты немалые результаты, хотя их значение за пределами республик по-прежнему недооценено.

Так, соглашения, которые были достигнуты в 2009 году между Юнус-Беком Евкуровым и тогдашним главой Северной Осетии Таймуразом Мамсуровым, привели к тому, что Ингушетия фактически отказалась от территориальных претензий к Северной Осетии, которая, в свою очередь, согласилась на поэтапное возвращение ингушей в Пригородный район. ╚Этот процесс начался √ люди возвращаются, √ констатирует Маркедонов. √ Это хорошо заметно даже по машинам с ингушскими номерами во Владикавказе, а Черменский пост на границе республик уже не напоминает осажденную крепость. Поэтому нынешнему руководству Северной Осетии совершенно ни к чему раздувать конфликт╩.

╚Нужна деполитизация истории, √ подчеркивает Николай Силаев. √ К сожалению, эту задачу в Москве не считают актуальной или предпочитают решать ее административным, а не интеллектуальным и академическим способом. Хотя в случае с переименованием определенная надежда на то, что этот процесс уляжется, на мой взгляд, в том, что в Ингушетии, похоже, очень мало заинтересовались этой петицией╩.
Это мнение подтверждают некоторые комментарии на оппозиционных ингушских сайтах. ╚Нет у меня никакого доверия к нынешней власти! И до Алании мне нет никакого дела, а свою республику я всегда буду называть только Ингушетией!╩ √ заявляет пользователь с ником ╚Старшина╩. ╚Что за бред с этим переименованием? Я был и останусь ингушом, и аланом становиться не собираюсь! Придет же в голову такое. Вы еще монголо-татар пригласите сюда╩, √ соглашается другой комментатор.

В то же время эксперты констатируют, что в осетино-ингушском урегулировании, имеющем серьезный прогресс на официальном уровне, явно не хватает горизонтальных контактов, присутствует дефицит средств ╚народной дипломатии╩. ╚Я допускаю, что есть много примеров сотрудничества и межчеловеческих связей, но это не превращается в образец примирения, √ говорит Силаев. √ Был бы рад ошибиться, но я не вижу ни с одной, ни с другой стороны интеллектуалов, которые могли бы выступать против сложившегося общественного мнения. А это мнение с обеих сторон настроено резко против примирения и поиска общих интересов╩.

Впрочем, по мнению Маркедонова, фактор народной дипломатии не следует переоценивать, поскольку гражданское общество само легко воспроизводит конфликтные стереотипы. ╚В контексте осетино-ингушского урегулирования я не раз сталкивался с тем, когда даже силовики воспринимали ситуацию более умеренно, чем университетские профессора, √ говорит политолог. √ Очень часто люди, вовлеченные в управленческие практики, гораздо лучше понимают цену слов и неосторожных действий, хотя, возможно, порой не могут красиво выступить публично. Но в любом случае на управленцев порой больше надежды, чем на просвещенных людей с красивыми дипломами╩.

источник vz.ru



. . .НОВОСТИ ПО ТЕМЕ . . .

. . . ДРУГИЕ НОВОСТИ . . .

|| ТЕМА ДНЯ || РОССИЯ ПОЛИТИКА || РОССИЯ КУЛЬТУРА || РОССИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ ||
|| СПОРТ || МИР КУЛЬТУРА || МИР ПРОИСШЕСТВИЯ || МИР ПОЛИТИКА ||
Stolica.ru



   © 2001 Chertovy Kulichki Inc.    По всем вопросам и пожеланиям пишите: info@riw.ru ОбратноВверхТитульная