Russia in the World
Ежедневный выпуск главных новостей дня
Russia in the World
Stolica.ru


МИР ПОЛИТИКА
ТЕМА ДНЯ
РОССИЯ ПОЛИТИКА
РОССИЯ КУЛЬТУРА
РОССИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ
МИР КУЛЬТУРА
МИР ПРОИСШЕСТВИЯ
СПОРТ

 

АРХИВ
3 10 17 24
4 11 18 25
5 12 19 26
6 13 20 27
7 14 21 28
1 8 15 22 29
2 9 16 23 30
ПОИСК

РЕКЛАМА




Rambler's Top100 Russian       
America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.


left_2_0.gif
. . .

Вскрыть мафиозную схему главы Удмуртии помогли общественники

Уголовные дела против теперь уже бывшего главы Удмуртии Александра Соловьева служат хорошим подтверждением того, что заявления руководства России о защите интересов частного бизнеса √ это не пустой звук, а борьба с коррупцией через общественные организации может быть весьма эффективной. Наглую преступную схему Соловьева удалось вскрыть во многом благодаря ╚инициативе снизу╩.

Коррупционная схема в дорожной отрасли, организованная Соловьевым и его окружением, была незатейливо проста: все основные дорожные подряды отдавались компаниям, аффилированным с правительством Удмуртии, а вокруг них была выстроена сеть частных компаний, близких к семье главы республики. Но такой подход принципиально нарушал сложившиеся в российской дорожной отрасли правила игры, и нет ничего удивительного в том, что удмуртские власти довольно быстро ╚доигрались╩.

Губернатор с удмуртской дороги

╚Все эти ╚тайны удмуртского двора╩ оставляют стойкое ощущение дежавю, как будто действие происходит в какой-нибудь республике Северного Кавказа, а не в среднестатистическом регионе Поволжья╩

Крупнейшим дорожным предприятием Удмуртии является ГУП ╚Удмуртавтодор╩ √ компания, имевшая в 2015 году выручку в 2,89 млрд рублей (это 30-е место среди крупнейших компаний республики). Именно ей доставалась львиная доля местных дорожных контрактов: только в прошлом году ╚Удмуртавтодор╩ выиграл 143 конкурса на общую сумму 4,28 млрд рублей.
Помимо этого, в Удмуртии существует целая сеть дорожных предприятий (ДП), полностью принадлежащих местному Минимущества √ ╚ДП Ижевское╩, ╚Глазовский дормостстрой╩, ╚Увинское ДП╩, ╚Можгинское ДП╩, ╚Сарапульское ДП╩. Эти компании имеют обороты, исчисляемые десятками и сотнями миллионов рублей в год, и столь же регулярно выигрывают госзаказы. По оценкам удмуртской прессы на середину прошлого года, в общей сложности через эту сеть прошли контракты на сумму почти 23 млрд рублей.

На первый взгляд, ничего криминального в том, что значительную часть дорожных подрядов получали формально государственные компании, нет. Однако фактически дорожная отрасль Удмуртии находилась под контролем семьи главы республики √ Александра Соловьева, который до 2002 года возглавлял тот самый ╚Удмуртавтодор╩. При этом у менее крупных компаний, перечисленных выше, помимо общего собственника √ Минимущества Удмуртии, было еще одно связующее звено √ в их советы директоров входила Юлия Башкова, дочь губернатора Соловьева и √ по совместительству √ заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики. Выходцем из одной из этих структур (╚ДП Ижевское╩) является и нынешний руководитель ╚Удмуртавтодора╩ Александр Корепанов, которого в Ижевске называют близким другом Юлии Башковой.

О том, как выигрывали тендеры аффилированные с властями Удмуртии дорожные компании, местная пресса писала задолго до ╚дела дорожников╩, начатого ФСБ осенью прошлого года.

Например, в 2013 году в открытом аукционе на ремонт ижевских дворов участвовали ╚ДП Ижевское╩ и еще пять организаций, которые попросту не стали делать каких-либо предложений, обеспечив победу фавориту. Год спустя ремонт ижевских дворов вновь выставили на конкурс, и у ╚ДП Ижевское╩ возникло два спарринг-партнера, которые подали более дорогие и заведомо непроходные заявки. В 2015 году у компании наконец-то появились реальные соперники, сумевшие сделать предложения, существенно меньшие по стоимости, чем вечный фаворит. Однако в итоговом протоколе конкурса за ╚ДП Ижевское╩ была записана совершенно другая сумма, чем была заявлена при вскрытии конвертов, а на жалобы конкурентов был дан ответ, что оглашающий результаты конкурса ╚оговорился╩.

Столь специфический подход к организации конкурсов, естественно, вызывал огромное недовольство других соискателей √ коммерческих структур.
Игра против правил

Нелишне напомнить, что рынок дорожного строительства в России максимально дерегулирован √ какие-либо формальные преференции для местных игроков в нем отсутствуют. Поэтому крупные дорожно-строительные организации участвуют в тендерах по всей стране, и встретить на объектах в Иркутской области или Подмосковье компанию, зарегистрированную где-нибудь в Дагестане, √ это привычная для данного рынка картина.

Удмуртия в этом отношении была явным исключением из правил, а частные интересы удмуртского начальства хорошо прослеживались в сегменте дорожного строительства.

Одним из ключевых элементов ╚дорожной схемы╩ стала компания ╚Автодормостпроект╩, в совет директоров которой также входила Юлия Башкова. Эта проектная организация тоже регулярно выигрывала конкурсы Миндортранса Удмуртии и муниципальных администраций √ только в 2016 году она заключила 45 таких контрактов на общую сумму 166,5 млн рублей.

Основным владельцем ╚Автодормостпроекта╩ выступала другая ижевская компания √ ООО ╚Байконур╩, принадлежавшая бизнесмену Александру Мурашову, бывшему помощнику Александра Соловьева и депутату Госсовета Удмуртии. Эта организация специализируется на поставках минеральных концентратов для дорожной отрасли, в том числе для названных выше дорожных предприятий Минимущества республики, а также для ижевского муниципального предприятия ╚Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление╩. Руководит последним Андрей Трубицин √ зять Александра Мурашова.

Еще один элемент ╚удмуртской схемы╩ √ до некоторых пор скромная лесоторговая компания ╚Новые технологии╩, дела которой уверенно пошли в гору после того, как Александр Соловьев стал главой Удмуртии. В 2014√2015 годах она заключила с подконтрольными Минимущества Удмуртии дорожными компаниями контракты на поставку строительных материалов более чем на 900 млн рублей. Это обеспечило ей завидную для периода экономического кризиса рентабельность: в 2015 году она получила чистую прибыль в 59,5 млн рублей при выручке 476 млн рублей.

Секрет успеха ╚Новых технологий╩ был достаточно прост: основатель компании Булат Ахметзянов был давним бизнес-партнером старшей дочери Александра Соловьева Евгении Сирик, владеющей рядом коммерческих фирм. Среди организаций, в число учредителей которых в разное время входила Сирик, значится некое ООО ╚Соло╩, занимающееся разработкой гравийных и песчаных карьеров. Едва ли приходится сомневаться, на каких именно стройках использовалась их продукция.

Остается добавить, что гражданский супруг старшей дочери главы Удмуртии бизнесмен Захар Милостивенко был членом совета директоров ╚Автодормостпроекта╩ и депутатом городской думы Ижевска.

Кавказский уголок Прикамья

Все эти ╚тайны удмуртского двора╩ оставляют стойкое ощущение дежавю, как будто действие происходит в какой-нибудь республике Северного Кавказа, а не в среднестатистическом регионе Поволжья. Однако, в отличие от ряда кавказских республик, где интересам местных коррумпированных элит сложно противостоять без плачевных последствий, в Удмуртии против клана Александра Соловьева очень быстро мобилизовалось местное гражданское общество.
О злоупотреблениях, которые творились в дорожной сфере, в Ижевске было хорошо известно задолго до начала ╚дела дорожников╩ благодаря местным независимым СМИ. А само это дело во многом стало результатом деятельности общественной организации ╚Автомобилисты Удмуртии╩, которая не раз привлекала внимание к сомнительным контрактам в области дорожного строительства. При этом состояние дорог в республике было, мягко говоря, не лучшим: в последнем рейтинге городов России, составленном Общероссийским народным фронтом, Ижевск по этому показателю занял лишь 66-е место.

С этой точки зрения назначение врио главы Удмуртии активного общественника и сопреседателя центрального штаба ОНФ Александра Бречалова выглядит совершенно логичным решением. У нового руководителя республики, который раньше не имел к ней отношения, уже есть в нем готовая база поддержки √ те самые общественные активисты, журналисты и просто неравнодушные граждане, которые не были готовы закрывать глаза на деятельность Соловьева и его окружения.

Другое дело, что Бречалову достался крайне непростой регион в плане отношения местных элит с федеральным центром. Удмуртию никак нельзя назвать республикой с ярко выраженной этнократией (на титульный народ финно-угорской группы здесь, по данным переписи населения, приходится только 28%), но клановость в ней всегда была очень сильна. За это подвергали резкой критике и предыдущего руководителя Удмуртии Александра Волкова, который пробыл у власти почти два десятилетия. По той же линии пошел и его преемник Александр Соловьев. Поэтому третьему Александру √ Бречалову √ предстоит очень тяжелая работа по искоренению тех традиций региона, которые привели его предшественника за решетку всего за три неполных года.

источник vz.ru



. . .НОВОСТИ ПО ТЕМЕ . . .

. . . ДРУГИЕ НОВОСТИ . . .

|| ТЕМА ДНЯ || РОССИЯ ПОЛИТИКА || РОССИЯ КУЛЬТУРА || РОССИЯ ПРОИСШЕСТВИЯ ||
|| СПОРТ || МИР КУЛЬТУРА || МИР ПРОИСШЕСТВИЯ || МИР ПОЛИТИКА ||
Stolica.ru



   © 2001 Chertovy Kulichki Inc.    По всем вопросам и пожеланиям пишите: info@riw.ru ОбратноВверхТитульная